История храма святого апостола Филиппа

Первое летописное упоминание о храме святого апостола Филиппа относится к 1194 году, когда страшный пожар опустошил большую часть Великого Новгорода. Жители города были напуганы до такой степени, что боялись оставаться в своих домах и жили в открытом поле. По обету и в благодарность Богу за избавление от этого бедствия, архиепископом Мартирием был освящен вновь сооруженный деревянный храм в честь святого апостола Филиппа на улице Нутной.

Первая деревянная церковь простояла 105 лет и сгорела во время большого пожара 1299 года, но в том же году она была отстроена заново. А в 1347 году, после другого пожара в Славенском конце, прихожане поставили третий деревянный храм, который простоял 35 лет и тоже сгорел.
В 1383 году при архиепископе Алексии был заложен и через год освящен каменный храм. Его основателями являлись Родислав Данилович, Устин, Филипп и Александр по одним сведениям посадники, а по другим просто уличане улицы Нутная. В любом случае нам не очень важно, кем были эти люди, главное – нам известны имена тех православных христиан, которые посчитали своим долгом поставить церковь на юго-восточной окраине города.
Сообщая о сооружении каменного храма во имя апостола Филиппа в 1383 году, летописец ни слова не сказал о церкви святителя Николая. Тем не менее, историки обнаружили, что в Писцовых книгах конца ХV века и в челобитной царю Алексею Михайловичу указываются церкви Филиппа и Николая со своими прихожанами, своими священнослужителями и земельными владениями. Никольский придел церкви апостола Филиппа упоминается и в «Семисоборной росписи» ХV века.
Вполне вероятно, что вначале по соседству с церковью Филиппа существовал самостоятельный деревянный храм, но он то ли обветшал, то ли сгорел и прихожане Филипповской церкви уступили Никольский придел пострадавшим соседям, а во время капитальной перестройки церкви Филиппа в ХVI веке была сооружена и церковь Николая.
В 1527 году церковь апостола Филиппа поднялась «на старой основе», но с северной её стороны вместо маленького придела строится двухэтажная церковь Николая, равная основному храму по длине и высоте, но неширокая. На втором этаже церкви Филиппа сооружаются хоры (полати), а в их юго-западном помещении – придел Воскресения Христова. Весь нижний этаж (подцерковье) предназначался под хранилище.
Обе церкви на втором этаже разделялись глухой стеной, но в подцерковье в смежной стене был сооружён проём, двери в котором запирались на засовы с обеих сторон. Во время изысканий 1962 года в подцерковье были обнаружены каменные перегородки от «чуланов», на которые разделялось церковное хранилище.
До начала ХVII века церкви Филиппа и Николая, несмотря на общую смежную стену, имели юридическую самостоятельность и своих прихожан. Это положение изменило всеобщее бедствие – страшный мор (чума) 1606-1607 годов, который унёс жизни тысяч новгородцев. Город обезлюдел, опустели храмы. Тогда-то оставшиеся прихожане обеих церквей и решили объединиться в один приход.
В годы шведской интервенции церкви Филиппа и Николая были значительно разорены. Как зафиксировал летописец ХVII века, в обоих храмах «пусто и без пения было много время, и каменное строение всё обветшало, будучи без кровли, от дождей». Несмотря на этот ущерб, в церкви апостола Филиппа уцелел резной позолоченный иконостас с 70-ю иконами, у которых 44 венца (оклада) «серебряных, сканных и басменных с каменьями», некоторая церковная утварь и 48 книг.
Отремонтировать церкви удалось лишь к середине ХVII века. В1653 году жители Нутной и Бардовой улиц приобрели для храма 4 небольших колокола «ради поминовения своих родителей». В это время, вероятно, сооружалась и новая большая деревянная колокольня взамен старой: «У церкви колокольня деревянная на осьми столпах шатровая, а на тое колокольни колоколов 5. Большой колокол весом 70 пуд, да два колокола красных весом 61 пуд, да два колокола зазвонных маленьких весом оба 4 пуда».
В 70-х годах ХVII века обе церкви были укреплены новыми железными связями, кровли вновь покрыли тёсом, главы железом. Кровлю на церквях подняли, что увеличило уклон. Снаружи и внутри здания отштукатурили и побелили. Полати в Никольской церкви над западной её частью были продлены над всем храмом. Церковь превратилась в трёхэтажную. На третьем уровне разместили придел во имя Троицы
В течение ХVII века в церквях регулярно проходили подновления, ремонты, незначительные переделки. Более значительные перестройки произведены в ХVIII и первой четверти ХIX веков. Деревянную паперть и колокольню заменили новыми каменными, которые простояли до наших дней. Клеймо на металлической связи в колокольне сообщило дату этих работ — 1735 год.
Во время строительства колокольни в западной стене Никольского храма была сооружена внутристенная лестница, разобраны своды, ановые поднялись на другом уровне, крыша стала односкатной. Тогда же был перестроена и храм апостола Филиппа. Его кровля стала четырёхскатной. Оконные проёмы строители растесали и переделали их на более широкие с арочной перемычкой. Стены, своды и столпы украсились живописью.
В 1855 году в церкви апостола Филиппа случился очередной ремонт. Храм стали обогревать три железных печи нового устройства, наружные стены заново побелены известью. Средства на эти подновления храма предоставили новгородский купец Иван Балахонцев и церковный староста Алексей Петрович Зимин.
В ХIХ веке оба храма имели уже пять престолов: главный – святого апостола Филиппа, на северной стороне – Живоначальной Троицы, на хорах – Воскресения, в западной паперти – во имя Господа Вседержителя, на первом этаже — во имя Святителя Христова и Чудотворца Николая.
К концу ХIХ столетия пристроенная церковь Николая Чудотворца заметно обветшала, поэтому в 1898 году её пришлось разобрать. Церковь апостола Филиппа осталась без своей опоры на долгие семьдесят пять лет.

Все ли прихожане рассмотрели живопись на стенах церкви апостола Филиппа? Поднимают ли они головы, чтобы глянуть в купол барабана? А ведь живопись, которая окружает нас, является подлинным достоянием храма.
Художники-реставраторы, которые в 1962 году занялись спешной реставрацией церкви (её надо было срочно передать верующим), определили, что основная часть изображения Спаса Вседержителя (кроме отреставрированного участка) относится к ХVI веку. Живопись нанесена на первоначальную известковую штукатурку, укреплённую металлическими кляммерами (гвоздями с широкими шляпками). Несмотря на современную «штопку», образ Спасителя сохранил черты древнерусского искусства.
Остальная же роспись храма на сводах, стенах, столпах и в интерьере выполнена двумя веками позднее. Стоит внимательнее в неё вглядеться, и вы сразу почувствуете, что творил её настоящий художник, мастер живописных дел. Манера его письма реалистичная. Искусствоведы предполагают, что расписал церковь Филиппа знаменитый русский художник, декоратор и монументалист Петровского времени Андрей Меркурьевич Матвеев или его ближайшие ученики. Сам он считается первым и лучшим живописцем начала ХVII века, прошёл в Голландии школу западноевропейского мастерства и стал основоположником русского реализма.
Ему была доверена большая артель живописцев, иконописцев, монументалистов, которая стала художественной школой и влияла на национальное искусство. А.М. Матвеев со своей артелью расписывал дворцы Санкт-Петербурга и его окрестностей. К сожалению, эти монументальные работы практически не сохранились и фресковая роспись храма апостола Филиппа является, возможно, единственным памятником его творчества.

4_svyatitelyaНачнём описание с алтарных стен, которые прихожане практически не видят, роспись которых посвящена Страстям Господним. В конце апсиды (полукупол над выпуклой частью восточной стены алтаря) изображена Тайная вечеря. По сторонам от окна расположены Евангельские события Умовение ног и Снятие Спасителя с Креста. На стенах апсиды – образы святителей Николая Чудотворца Мирликийского и Иоанна Златоуста. Над окном жертвенника – сюжет Моление о чаше, а в дьяконнике – Заключение Иисуса Христа в темнице. На восточных столбах можно увидеть святителей Василия Великого и Григория Богослова, новгородских архиепископов Иоанна, Григория, Моисея и Никиту.

svyatitelya_Novgorodskie
В простенках между окнами барабана предстоят четыре архангела, в парусах (сферических треугольниках, обеспечивающих переход от прямоугольных стен к окружности купола или барабана) художник разместил четырех апостолов-евангелистов: Матфея, Марка, Луку и Иоанна Богослова. На сводах храма изображены ангелы, поклоняющиеся Божией Матери с Младенцем Христом на руках, над хорами – Воскресший Спаситель с Крестом.
На западных столпах изображены страдания святого апостола Филиппа, а на северной стене его распятие. На южной стене художник написал один из радостных сюжетов Писания — Благовещение. На своде под приделом Воскресения в медальонах он изобразил преподобных Нила Столбенского и Александра Свирского, судьба которых была связана с древней Новгородской землёй.
Это лишь основные сюжеты настенной живописи церкви апостола Филиппа. Всем, кто интересуется более подробными архитектурными и живописными сведениями о храме, рекомендуем прочесть книгу Н.Н.Кузьминой «Церковь св. Филиппа апостола и Николая Чудотворца на Нутной улице в Великом Новгороде»


ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
Морозным днём 20 января1944 года в Новгород вошли части Красной Армии. Освобождённый от фашистских захватчиков город лежал в руинах. Специалисты установили, что уцелело всего 40 коробок, восстановление которых было возможно в ближайшее время. В разной степени пострадали от обстрелов и бомбёжек и новгородские храмы, но страшные разрушения миновали небольшой храм апостола Филиппа на южной окраине Торговой стороны, несмотря на то, что фашисты устроили в храме наблюдательный пункт и огневую точку. Для этого в куполе они пробили отверстие. От попадания снаряда в алтарной стене и в верхней части северной появились трещины и пробоины. Эти прорехи быстро залатали и храм превратили в склад областного управления связи. Почти семнадцать лет прослужил он хранилищем оборудования и материалов.
Наступили 60-е годы ХХ столетия – время новых атеистических гонений на Православную церковь. Единственным центром духовной жизни православных христиан в Новгороде в то время являлся Никольский собор на Ярославовом Дворище, заново освящённый 25 ноября 1945 года, но и он стал мешать воинствующим атеистам.
31 января 1961 года областное управление культуры и Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник с одобрения обкома КПСС возбудил ходатайство о выселении из здания Никольского собора религиозной общины православной церкви, предоставив ей другое здание.
Сперва предложили Знаменский собор, но тот нуждался в большом капитальном ремонте. Церкви на Мячине в Воскресенской слободе и на Петровском кладбище также не устраивали общину. 7 декабря 1961 года Новгородский горисполком принял решение об изъятии у верующих кафедрального Никольского собора с предоставлением им церкви апостола Филиппа. Она соответствовала требованиям советских чиновников: удалена от центра, небольшая по размерам и находилась в неплохом состоянии. Собор предписывалось освободить в течение трёх месяцев. Управлению связи давался месяц на вывозку имущества из филипповского храма.
В мае 1962 года Новгородская реставрационная мастерская получила сверхплановое задание: в кратчайшие сроки отремонтировать церковь апостола Филиппа. Реставратор-художник В.М. Чехонадский составил смету внутренних восстановительных работ. Прежде всего, требовалось укрепить отстающий штукатурный слой, заделать трещины, расчистить сохранившуюся масляную живопись на стенах.
Ремонт самого здания завершили в три месяца. Были восстановлены древние порталы первого этажа, избавилась от мусора каменная лестница в западной стене, исчезли трещины. С северной стороны поднялось каменное крыльцо, опорой которого стали остатки древних пилонов (больших опорных столбов) приделов ХVI века. Фасады храма и внутренние стены подцерковья были отштукатурены.
Всеми работами руководила молодой реставратор-архитектор мастерской Нинель Николаевна Кузьмина. Тогда она ещё не предполагала, что судьба накрепко соединит её с приходом апостола Филиппа.
Освящение храма состоялось утром 28 сентября 1962 года. Совершил его архиепископ Новгородский и Старорусский Сергий (Голубцов). У особо почитаемой Старорусской иконы Божией Матери поместили гробницу с мощами Новгородского епископа Никиты. Затеплились лампады, загорелись свечи, повеяло ладаном, зазвучали молитвы. В храме возродилась духовная жизнь.
В те трудные 60-70-е годы притч Филипповского храма часто менялся. Причин для непостоянства было много — внутренних и внешних, связанных с претензиями уполномоченных. В архивных документах сохранилось множество имён: священники Николай Антонович Кузьмин (годы служения 1969-1972), Александр Иванович Карягин (1971-1972), Степан Михайлович Потюк (1972), Пётр Петрович Калашников (1975-1976) Георгий Петрович Латушко (1977), а также дьяконы Фёдор Павлович Войтко (1968-1973), Валерий Борисович Назаренко (1968-1969), Эдуард Алексеевич Новиков (1969), Борис Кириллович Бузмаков (1970-1971), Виктор Алексеевич Петернёв (1972).


ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ
В 1972 году Новгородская епархия провела в храме небольшой ремонт: была заменена кровля, заделаны трещины. С южной стороны появилось деревянное крыльцо. В нижнем этаже освящен придел Всех Новгородских Святых. Для его иконостаса несколько икон написал архиепископ Сергий Голубцов. В храме появилось центральное отопление. Художники-реставраторы подновили уцелевшую живопись на стенах, сводах и столбах.
Несмотря на все старания, храм апостола Филиппа разрушался из-за отсутствия существовавшей когда-то подпоры в виде храма святителя Николая. На стенах церкви Филиппа в 60-е годы явно обозначились трещины, северная стена стала отклоняться на север.
Одним из вариантов спасением сооружения могло стать воссоздание Никольского храма, следы которого хорошо просматривались: контуры сводов, перекрывающих 1 и 2 этажи, остатки лопаток (вертикальных, плоских и узких выступов на стене), голосники, ниши, очертания фундамента.
Однако осуществить этот смелый замысел было нелегко: по существу это означало, что придется сооружать новый храм, который, несомненно, станет так же действующим. И это в то время, когда по всей стране проходит компания по ликвидации православных приходов.
Но, так как здание храма апостола Филиппа оказалось под угрозой, представители епархии стали настойчиво обращаться в Управление культуры и другие организации с просьбами принять меры, после чего Новгородской реставрационной мастерской было поручено тщательно обследовать памятник и внести предложения по его спасению.
В марте 1969 года реставрационное задание на упрочение церкви апостола Филиппа с восстановлением Никольского придела было согласовано с Госинспекцией. Руководитель мастерской Ромуальд Феликсович Шафрановский решил поручить этот объект молодому, но уже в меру опытному архитектору-реставратору Нинель Кузьминой.
Началась огромная изыскательская работа, необходимая для составления плана реставрации памятника, в ходе которой установлено, что строение храма святителя Николая было одной высоты с храмом апостола Филиппа, над ним поднимались две главы на каменных барабанах: большая – над храмом святителя Николая и малая – над Троицким приделом.
Изучив собранный материал, специалисты сделали вывод, что именно утрата Никольского храма повлияла на последующее разрушение Филипповской церкви, поскольку Никольский придел был для неё опорой (контрофорсом) и без него соседний храм долго простоять не сможет. Был разработан и предложен проект реставрации памятника в формах ХVII века с cохранением поздних пристроек и колокольни.

Proekt_Hrama_2
Прошло ещё несколько лет, пока за осуществление проекта не взялся сам митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. Он стал настойчиво и неутомимо обращаться во все, даже самые высокие инстанции, доказывая необходимость спасения храма на основе разработанного проекта.
В 1977 году проект Н.Н. Кузьминой снова был представлен в Госинспеекцию где и был утверждён. Уже в ноябре того же года митрополит Новгородский и Ленинградский Никодим благословил реставрационно-восстановительные работы, финансировала которые Новгородская епархия.
После усиления фундаментов на них вскоре поднялись стены Никольской церкви со сводчатым перекрытием. Появились деревянные хоры, поднялся каменный световой барабан с главой, крытой деревянным лемехом. Основной объём новостройки покрыли медной кровлей. Воссоздали большинство деталей древнего украшения храма. Необычная по тем временам стройка шла быстрыми темпами, аккуратно и точно. Чувствовалось, что люди работали с осознанием важности своего дела.
Уже через год, 13 декабря 1978 года, храм святителя Николая был освящен митрополитом Новгородским и Ленинградским Антонием, сменившим скоропостижно скончавшегося в том же году владыку Никодима.

Nikolskii_pridel
Никольская церковь совместно с Филипповской увеличила внутренние пространство храма. Поток прихожан заметно увеличился. Службы теперь можно было совершать в нескольких помещениях на двух этажах, пришлось увеличить и притч. К концу 80-х годов в церкви ап. Филиппа служили опытные и грамотные священники. Пять из них закончили Ленинградскую Духовную Академию со званием кандидата богословия: настоятель храма протоирей Анатолий (А.И.Малинин), секретарь епархиального управления протоирей Михаил (М. М. Елагин), игумен Агафангел (Н. А. Догадин), священник Амвросий (А. Г. Джиган) и дьякон Михаил (М. В. Зимогоров).
Богослужения сопровождались пением церковного хора из 13 человек, под управлением регента Н. Н. Исаковой и второго регента С. А. Малинина. Старостой приходской общины в конце 80-х годов прихожане избрали Нинель Сергеевну Ульянову, её помощником Марию Афанасьевну Соловьёву.
На долю этих людей выпала почётная и ответственная обязанность – принять под сводами храмов сотни богомольцев, прибывших в Новгород на празднование 1000-летия крещения Руси в 1988 году. Готовилась к этому празднику вся страна и решено было совместить христианский юбилей с традиционным праздником Славянской письменности и культуры. Центром этого праздника стал Новгород.
В дни торжеств город заполнили многочисленные делегации учёных, писателей, артистов, деятелей искусств. Прибыли делегации духовенства, как от Московской Патриархии, так и от других православных церквей. Почётными гостями праздника стали митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий и митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим.
В день открытия праздника, 14 июня 1988 года, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий отслужил Божественную литургию в церкви апостола Филиппа при огромном стечении народа. Заполнены были не только помещения храмов, но и дворовая территория. В тот же день состоялось торжественное собрание духовенства области, на которое прибыло 154 человека, включая членов церковных советов и старост общин.

torzhestva_1000
30 июня 1990 года Новгород посетил только что избранный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он прибыл попрощаться со своей бывшей епархией, со своей паствой. Патриарх совершил богослужения в храме апостола Филиппа и в Вяжищском монастыре, возвращённом Православной церкви годом раньше. По возвращении из поездки Патриарха Алексия II, на заседании Священного Синода Русской Православной церкви 20 июля 1990 года принят Указ о возрождении старейшей вРоссии Новгородской епархии. На возрождённую кафедру был назначен епископ Лев (Церпицкий) с титулом Новгородский и Старорусский, как испокон веков водилось в Новгороде.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *